Новости

«Театр Сац – единственный в мире». Георгий Исаакян рассказал об уникальности сцены в Гагаринском районе

Фото: Елена Лапина
«Театр Сац – единственный в мире». Георгий Исаакян рассказал об уникальности сцены в Гагаринском районе

Каким должен быть театр для малышей и школьников? Знает Георгий Исаакян – художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Не одно поколение москвичей знает наизусть этот адрес: проспект Вернадского, 5. Потому что это место, где можно послушать оперы или посмотреть балеты, специально поставленные для маленьких зрителей.

«САМОЕ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ»

– Георгий Георгиевич, вы руководите Театром Сац уже 10 лет. Что за это время произошло?

– Мы вошли в число самых известных и популярных театров страны, мы выпускам по 6–8 премьер за сезон. Слова «Самое лучшее – детям» превратились из лозунга в реальность. У нас ставят лучшие художники, чьи спектакли идут и в Мариинке, и в Михайловском, и в других известных театрах. Что же касается репертуара, то я в первую же секунду моего появления в театре сказал, что мы не будем менять ни название, ни направленность. Ведь надо понимать, каким достоянием мы обладаем: театров оперы и балета для детей и юношества в мире больше нет!

– Это фигура речи или и вправду во всём мире нет больше таких театров, как в нашем округе?

– Есть детские музыкальные, например петербургский «Зазеркалье», есть студии малого формата с маленькими труппами и оркестрами. Но вот чтобы это был полноценный театр с оркестром в 100 музыкантов, оперной труппой в 150 человек, балетной труппой в 60 человек – такого в мире нет! Да и здания такого тоже нет. Когда Наталия Ильинична Сац создала этот театр, в мире вообще никто ещё не осознавал, что слова «оперный театр» и «дети» могут встречаться в одном предложении. То есть то, что не было очевидно 50 лет назад, сегодня стало мировым трендом. Образовательная детская программа есть и в Ковент-Гардене, и в Парижской опере, и в Амстердамской. Но опять-таки для них это «побочная» деятельность, а для нас она – основная. В нашем репертуаре около 60 спектаклей, из них только 10 можно условно отнести к «вечернему» репертуару, то есть к постановкам для аудитории 12+. Да и то, как посмотреть, какие спектакли считать «взрослыми». Например, наше «Лебединое озеро» семейной аудиторией востребовано и любимо.

– А что касается соотношения классики и современности?

– Из всех названий текущего репертуара только 9 опер и балетов XIX века. Остальные 49 – произведения либо XX века, либо современных авторов, написанные специально для нашего театра. На самом деле одним из брендов Театра Сац является как раз сотрудничество с современными авторами. Мы каждый год заказываем и ставим оперы и балеты, написанные специально для нашего театра. Между тем наши спектакли имеют огромную аудиторию: в год через театр проходят порядка 250 тыс. зрителей.

«У НАС ПРОЙДЁТ ФИНАЛ ДЕТСКОГО ФЕСТИВАЛЯ»

– Щекотливый вопрос разрешите задать. Вот вы поставили спектакль, на него потратили бюджетные или спонсорские деньги. Состоялись премьерные показы, а потом спектакль не пошёл. И что делать, как относиться к такому «браку»?

– Это часть нашего риска. Искусство вообще – это зона риска, а не комфорта, как принято считать. И, собственно, основная часть работы руководителя – взвесить все «за» и «против». У меня есть примеры, когда спектакли ставились вроде бы со 100%-ной гарантией, а в итоге проваливались. И наоборот – неочевидные с точки зрения успеха затеи кончались триумфом.

– Знаю, что в Театре Сац идут не только спектакли, но и масштабные фестивали.

– Вы правы. Например, Всероссийский фестиваль для детей и молодёжи «Страна – Театр – Школа». В этом году он проходит уже в четвёртый раз и охватывает 3 региона нашей страны: Республику Коми, Удмуртию и Севастополь, а финальный тур традиционно состоится в Москве.

– То есть финал пройдёт в нашем округе?

– 14 мая на малой сцене нашего театра состоится конкурсный смотр детских школьных театров, отобранных для участия в итоговом этапе. А 15 мая на сцене Детского музыкального театра юного актёра пройдёт торжественная церемония закрытия фестиваля и награждение победителей. Причём помимо наград профессионального жюри специальные призы вручает детское жюри фестиваля, которое состоит из ровесников участников, но уже ступивших на профессиональные сцены: членами этого жюри являются юные воспитанники Детской студии Театра Сац, артисты Детского музыкального театра юного актёра и наиболее активные участники «Школы юного театрального блогера». Я убеждён в том, что театральная сцена концентрирует, кристаллизует все чувства и эмоции и очищает души. Поэтому неизменно призываю: приходите сами и приводите своих детей в театр!

Фото: Кирилл Искольдский

ДОСЬЕ

• Родился в Ереване 7 ноября 1968 года.

• В 1991-м окончил Государственный институт театрального искусства.

• В 1990–1991 годах работал в Ереванской государственной консерватории.

• С 1991 года – режиссёр-постановщик Пермского театра оперы и балета имени Чайковского, а с 1996 года – главный режиссёр.

• В 2009-м стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» за оперу «Орфей».

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ

Последние новости