Сергей Собянин открыл первую в России трамвайную линию без контактной сети

В Москве открылась первая в России трамвайная линия без контактной сети — она проходит по проспекту Академика Сахарова. Вместе с этим был запущен новый маршрут № 90 от станции метро «Сокольники» до Павелецкого вокзала, обслуживаемый односекционными трамваями нового поколения «Львенок-Москва» с автономным ходом.
Для запуска линии был разработан новый тип подвижного состава, способный двигаться без контактной сети, поскольку на этом участке отсутствуют тяговые подстанции. До конца года в городе также появятся трехсекционные трамваи с автономным ходом, которые будут курсировать по центру Москвы.
До сентября 2025 года проспект Академика Сахарова и улица Маши Порываевой оставались редкими магистралями без общественного транспорта, и жителям приходилось тратить 10–12 минут на пешие переходы от метро и МЦД либо пользоваться личным транспортом и такси. Строительство новой линии длиной 2,1 километра от Чистых прудов до площади трех вокзалов позволило организовать полноценное трамвайное сообщение и связать восточные, центральные и южные районы города.
При строительстве применили современную технологию бесшпальной укладки рельсов на монолитное основание, что обеспечило плавное и бесшумное движение благодаря виброизолирующим матам. Пути проложены на обособленном полотне и отделены от автодороги разметкой, что исключает пробки и задержки движения.
Это первый участок трамвайной сети столицы, созданный без контактной линии: трамваи используют встроенную систему автономного хода.
Параллельно реконструировали улично-дорожную сеть в зоне строительства: работы прошли на 15 улицах и переулках, включая Каланчевскую, Нижнюю Красносельскую, Малую Лубянку, Большую Спасскую, а также в ряде переулков и на площадях Тургеневской и Мясницкие Ворота. Здесь расширили тротуары, обновили асфальтовое покрытие и нанесли новую разметку.
Развитие новых маршрутов связано со стратегией создания Московских трамвайных диаметров — линий, проходящих через центр и соединяющих отдаленные районы. В 2025–2026 годах планируется запуск двух таких направлений общей протяженностью около 60 километров, которые обеспечат транспортную доступность для 19 районов столицы.