Депутат Мосгордумы Семенников: Правила разумной осторожности помогут защититься от мошенников
Депутат Мосгордумы Александр Семенников в беседе с журналистами «АиФ» поделился стратегией разумной осторожности при покупке антиквариата.
Он рассказал, что московские правоохранительные органы продолжают раскрывать схемы, при помощи которых мошенники обманывают доверие граждан и организаций. Так, недавно стали известны подробности следствия в отношении злоумышленника из художественного мира. Он представился сотрудником крупного государственного музея и сумел получить от частного лица крупный займ под залог картин, которые выдавал за подлинники известных художников. Таким способом он получил 60 млн рублей.
«Описанная история уникальна и суммами ущерба, и именами художников, которым были приписаны картины, оказавшиеся копиями. Тем не менее, каждый, кто покупает произведения искусства либо хочет оценить или продать такие произведения, сталкивается с риском оказаться жертвой мошенников», - сказал Александр Семенников.
Он отметил, что специфика художественного и антикварного рынка такова, что атрибуция — то есть определение подлинного автора или изготовителя произведения — может самым радикальным образом влиять на продажную цену, при этом провести атрибуцию невозможно без профильного образования и опыта работы.
«Определить, можно ли доверять тому или иному эксперту, непрофессионал не может и вынужден поэтому полагаться на внешние атрибуты: место работы, дипломы, членство в тех или иных экспертных объединениях, портфолио. Все эти элементы, олицетворяющие репутацию эксперта, могут быть подделаны, чему свидетельство уголовная хроника», - уточнил Александр Семенников.
По его словам, стратегия разумной осторожности применительно к художественному и антикварному рынку может быть сформулирована просто: не уверен целиком и полностью — не покупай и не продавай.
Политик подчеркнул, что добиться полной уверенности при покупке возможно, если будет привлечён внешний эксперт, а при продаже — нескольких гарантированно независимых друг от друга и от потенциальных покупателей оценщиков.
«Стоит все время помнить, что продавец заинтересован в скорейшем и успешном закрытии сделки с максимально возможной ценой — именно поэтому от него не стоит ожидать критического подхода к атрибуции произведения, а напротив, он склонен будет преувеличивать его уникальность, редкость и ценность. А эксперт, привлекаемый для оценки имеющегося произведения с целью продажи, зачастую сам заинтересован в покупке — а значит, в занижении стоимости», - сказал Александр Семенников.
Также депутат добавил, что вместе с потенциальной ценой произведения искусства или антикварного предмета возрастает и интерес потенциальных мошенников.
«Именно поэтому востребованные антикварные предметы — те, на которые имеется большой спрос — становятся объектом интереса мошенников чаще, чем менее востребованные, а наибольший риск представляют собой операции с произведениями известных и высоко оцененных на рынке художников-классиков», - сказал Александр Семенников.
По словам Александра Семенникова, к мошенническим схемам зачастую привлекаются сотрудники музеев, эксперты, искусствоведы.
«Жертвами мошенничества регулярно становятся и сами галереи — новости о поддельных картинах, которые порой десятилетиями принимали за подлинники, появляются по нескольку раз в год. Иными словами, те, кто выходит в том или ином качестве на рынок произведений искусства музейного уровня, рискуют быть обманутыми многократно больше — такова специфика этого рынка и своего рода «налог на элитарность» для частных коллекционеров такого класса», - заключил депутат.
Александр Семенников отметил также, что при операциях с предметами искусства и антиквариата, имеющих меньшую ценность и востребованность, правила разумной осторожности, скорее всего, помогут защититься от мошенников.