Депутат МГД Русецкая рассказала о пользе массовой диагностики речевого развития детей
Депутат Московской городской думы Маргарита Русецкая рассказала журналистам издательства «Аргументы и Факты» о необходимости проведения массовой диагностики речевого развития детей столице.
Выявление нарушений поможет организовать работу логопедов в школе, и повысить успеваемость учеников начальной школы в изучении многих предметов. Очень важно вовремя обратить внимание на речевые нарушения детей для их нормального развития и социализации.
«Специалисты фиксируют эти проблемы давно. Еще 15 лет назад в нашей стране работала система, при которой логопеды в детских поликлиниках оценивали развитие речи ребенка в год, в три, в пять, семь лет. Этот пункт входил в перечень обязательных обследований. Если специалист выявлял какие-либо отклонения, ребенку предлагалось пройти специальную коррекционную программу: в той же поликлинике, в логопедических группах или же в специализированных образовательных организациях. Система работала весьма эффективно: ведь чем раньше выявляются проблемы в развитии речи, тем легче их исправить.
Сегодня логопедов в поликлиниках вы не найдете. С точки зрения закона все логично: сфера деятельности учителя-логопеда относится к образованию, и поликлиника как учреждение здравоохранения не может предоставлять образовательную услугу. Однако, с точки зрения соблюдения интересов и прав ребенка, ситуация складывается печально. Да, логопедические консультации сегодня предоставляются в городских и окружных центрах, родители могут записаться на прием и, дождавшись очереди, пройти диагностику. Услуга носит заявительный характер: то есть, если родитель обратил внимание, озаботился этой проблемой, записался на прием, привез ребенка к специалисту, то проблема будет выявлена», - сказала Маргарита Русецкая.
Отметим, что данным Министерства просвещения, 56% младших школьников имеют те или иные нарушения речевого развития. За девять лет в школе проблемы уходят либо в результате занятий в школе, либо с помощью репетиторов и частных учителей. Но минимум треть детей, которые могли бы иметь прекрасные результаты, просто остаются без внимания. Именно поэтому диагностика должна быть не выборочной, а массовой и на регулярной основе.
Депутат добавила, что важно, чтобы процедура была максимально простой и оказалась в рамках образовательной программы.
«Дважды в год, в мае и сентябре, начиная с 2,5-3 лет нужно оценивать речевое развитие каждого ребенка и оперативно доводить информацию до родителей, предоставлять возможность их преодоления — рассказывать, какие специальные программы, занятия нужны», - сказала она.
Депутат обратила внимание на то, что сегодня пока что остаются вопросы к качеству работы педагогов и впереди предстоит большая работа по воплощению данной инициативы в жизнь.
«Для того чтобы воплотить эту инициативу в жизнь, нам предстоит большая работа. Но без нее нельзя. В столице прекрасные, оборудованные по последнему слову техники школы. Однако кто сможет учиться в этих классах, если мы не можем дать детям главный инструмент обучения — родную речь? Большинство детей просто не смогут воспользоваться этими возможностями. Это надо менять», - заключила она.