Новости

До Москвы две версты. Откуда пошло название «За Калужской заставой»

Фото Кирилла Искольдского
До Москвы две версты. Откуда пошло название «За Калужской заставой»

В XVIII веке екатерининская Россия многое перенимала от Запада. Таким заимствованием, в частности, стало создание таможенной службы в Москве. По периметру города насыпали вал, а на его пересечениях с крупными дорогами установили 18 застав. Одна из них находилась в районе современной площади Гагарина и называлась Калужской.

НА СТАРОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОРОГЕ

Камер-Коллежский вал обозначал границы Москвы, а заставы являлись своего рода воротами в город.

«Они выполняли таможенную функцию – там проверяли грузы, ввозившиеся в столицу, – рассказал историк из ЮЗАО Михаил Коробко. – Заставы требовали довольно много места, где могли бы стоять конные экипажи в ожидании проверки. Пространство в районе этих постов долгое время не застраивалось. Так в Москве появились площади, которые были названы в соответствии с наименованиями застав. Например, на месте нынешней Гагаринской площади когда-то была Калужская».

Практически все заставы в Москве были типовыми – по сторонам дороги стояли два обелиска и кордегардии (помещение для караула. – Ред.). Если человек ехал в Москву в экипаже и пользовался системой почтовых станций (менял лошадей на них. – Ред.), он непременно проезжал через заставу. Впрочем, уже к концу XVIII века заставы в столице вместо таможенных начали выполнять полицейские функции, в основном там проверяли документы.

«Калужская застава была одной из самых известных в столице, это название по сей день на слуху. Например, о соседней Лужнецкой заставе, которая располагалась рядом с Новодевичьим монастырём, никто не помнит, – говорит Михаил коробко. – Популярность нашей заставе принесло оживлённое движение по старому Калужскому тракту. Кроме того, именно по этой дороге из Москвы уходила армия Наполеона, чему посвящена известная картина немецкого художника Фабера дю Фора. Она так и называется «У Калужской заставы в Москве».

Многие москвичи помнят народную песню «На старой Калужской дороге».

«Можно говорить о том, что калужский тракт и застава стали явлением нашей городской культуры, – уверен историк. – Здания с течением времени сносят и перестраивают, а вот из песни слова не выкинешь».

УСАДЬБЫ И ДАЧИ

Разумеется, история городских застав неразрывно связана с крупными дорогами. Есть сведения о том, что на подъездах к Москве по распоряжению Екатерины II были установлены каменные столбы с надписью «До Москвы две версты», а вдоль почтовых дорог императрица приказала высадить деревья. В XVIII веке тоже занимались благоустройством.

«На самом деле калужских дорог было две – зимняя и летняя, они не всегда совпадали, – объясняет Михаил Коробко. – Зимой было проще добраться до цели кратчайшим путём, гдето можно пересечь реку по льду, где-то нет необходимости объезжать буераки. Однако оба эти пути вели к Калужской заставе».

Если сравнивать с современной картой города, то старая Калужская дорога шла по Ленинскому проспекту примерно до универмага «Москва», далее она продолжалась вдоль Профсоюзной улицы. За калужской заставой заканчивался город и начиналась вереница подмосковных усадеб.

«В конце XIX – начале XX века особую популярность приобретают Воробьёвы горы, это известное дачное место, куда многие ехали отдохнуть именно по Калужской дороге. Здесь начиналась спокойная и беззаботная жизнь московских дачников», – говорит историк.

Заставы полностью упразднили во второй половине XIX века. Связано это с тем, что Москва быстро разрасталась.

«Одно дело, когда вал и заставы обозначают границы города, и совсем другое – когда они находятся на городской улице. Разумеется, в последнем случае заставы не нужны», – уверен Михаил Коробко.

Старый Калужский тракт начинался у заставы на современной Гагаринской площади и вёл из Москвы на юго-запад. Сегодня именно здесь, за Калужской заставой, расположены районы ЮЗАО, о жизни которых рассказывает наша газета.

АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО

Последние новости