Тамара Синявская: «Люблю Дворец пионеров». Оперная прима - о легендарном месте на Воробьевых горах
На улице Косыгина Гагаринского района есть легендарное место – Московский дворец пионеров на Воробьёвых горах. Воспитанников этого детского учреждения знает вся страна. Оперная прима Тамара Синявская, вдова Муслима Магомаева, лауреат премии Ленинского комсомола, народная артистка СССР, рассказала, что в её жизни значит легендарный Дворец пионеров.
«ПИОНЕР – ЗНАЧИТ ПЕРВЫЙ»
– Тамара Ильинична, какую роль сыграл в вашей жизни Дворец пионеров?
– Очень многое, что есть во мне хорошего, было заложено именно педагогами Дворца пионеров. В 6 лет я записалась туда в Ансамбль песни и пляски под руководством Локтева в танцевальную группу. Позже начала заниматься там пением. А когда стала оперной певицей, приезжала во Дворец пионеров на встречи с ребятами.
– С 2008 года вы возглавляете кафедру вокального искусства в ГИТИСе. Ваши студенты – какие они? Чем отличаются от молодёжи вашего поколения?
– Когда они приходят, я чувствую, насколько они ещё не открыли глаза на эту жизнь. Они её видят, во-первых, через ящик телевизионный, во-вторых, через интернет. Что касается искусства, то студенты представляют только поверхность айсберга, который называется «созданием человека, артиста, интеллигента». Я с ними провожу очень много времени. Часто устаю, если честно. Потому что первые результаты появляются не через год и не через два, а к концу 4-го курса. Может быть, актёрству ещё можно за такой срок обучить, а вот певцы – совсем другое дело. Они только к концу 4-го курса начинают знакомиться со своим организмом. У меня самой были прекрасные педагоги, которым я всю жизнь благодарна: занималась в студии Дворца пионеров, получила хорошее образование в музыкальном училище при консерватории, затем заканчивала практически экстерном ГИТИС, поскольку уже работала в Большом театре.
«ПАРАД ИСКУССТВ»
– Театральные мастера говорят, что к каждому юному артисту нужен свой подход.
– Да, опытный мастер знает, на кого прикрикнуть, а кого погладить. То же самое и у меня в классе. Кому-то можно сказать: «Извини, дорогая, но ты дурёха». Но надо интонацию выбирать, чтобы она не ушла и крылышки не опустила.
– А у вас самой какие были педагоги?
– К сожалению, всем нравилось моё пение. Я хотела получить совет от своих педагогов, а они: «Ой, как хорошо, ой, как красиво!» Мне не хватало критики. Поэтому я стала искать педагога. И нашла в этом самом ГИТИСе, где сейчас сама преподаю. Это была Дора Борисовна Белявская – профессор, известный на весь Советский Союз. Когда я ей спела первый раз, то сразу её попросила: «Не хвалите меня». А она: «За что вас хвалить, у вас есть недостатки». Я подумала: «Ну всё, пришла туда, куда мне надо» (смеётся).
– Тамара Ильинична, как воспринимаете то, что происходит в отношениях России и соседнего государства Украины?
– Большую часть жизни прожила в Советском Союзе, мне и в голову не приходило, что Украина – «соседнее государство». Я вспоминаю концерты во Дворце съездов. Это был настоящий парад искусств всех республик. Молдавия – Мария Биешу. Эстония – Георг Отс. Украина – Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев. Азербайджан – догадываетесь, кто был? (Муслим Магомаев. – Ред.) Литва – Виргилиус Норейка. А сейчас… Я не очень понимаю, о каком духовном родстве с Америкой они говорят. Поэтому мне никогда не принять то, что происходит на Украине сегодня.
ДОСЬЕ
• Тамара Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве. Драматическое меццо-сопрано.
• После окончания училища в 1964 году выдержала конкурс в Большой театр и была зачислена в стажёрскую группу. Дебютировала на сцене театра в партии Пажа в опере Дж. Верди «Риголетто». Солистка Большого театра с 1964 по 2002 год. Последний раз вышла на сцену в партии Любаши в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста».
• Первый муж – Сергей, артист балета Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
• Второй муж (с 23 ноября 1974 года) – Муслим Магомаев (1942–2008), эстрадный и оперный певец (баритон), композитор, народный артист СССР.
• Детей нет.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ