Новости

Первые шаги к звёздам. С 4 по 10 октября на Воробьёвых горах прошла Неделя космонавтики

Фото: Кирилл Искольдский
Первые шаги к звёздам. С 4 по 10 октября на Воробьёвых горах прошла Неделя космонавтики

Во Дворце пионеров для учащихся Центра космического образования провели цикл мероприятий, посвящённых 67-й годовщине запуска первого искусственного спутника Земли.

В Большом гостином зале работала выставка «Дело всей твоей жизни», посвящённая истории ракетно-космической отрасли, а в рамках научнопо-знавательной программы юные посетители могли вспомнить ключевые события в истории освоения космоса и ответить на вопросы викторины. Об истории эволюции спутников и космических аппаратов гостям рассказала космогеолог Алиса Зарипова.

ИЗУЧЕНИЕ И МОНИТОРИНГ 

Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. В наши дни число действующих искусственных спутников Земли приблизилось к 5 тысячам.

«Группы аппаратов выполняют разные функции. Например, помогают добывать природные ресурсы, предупреждать чрезвычайные ситуации, следить за изменением климата, – рассказала Алиса Зарипова. – Научные аппараты оснащены приборами для изучения космического излучения и магнитных полей, военные собирают разведывательные данные, навигационные используются для определения местоположения. Наконец, спутники связи обеспечивают ретрансляцию сигнала между точками на поверхности планеты».

Высота, на которой располагается космический аппарат, напрямую зависит от его назначения. Так, например, зондирование Земли осуществляют с околоземной орбиты – её высота составляет 300–500 км над уровнем моря.

«А на геостационарной, расположенной на высоте свыше 35 тыс. км, находятся коммуникационные и научные спутники. Такая высота позволяет им оставаться неподвижными относительно поверхности Земли, – продолжает Алиса. – После окончания работы космического аппарата его переводят на орбиту захоронения. Это снижает вероятность столкновения и освобождает место на геостационарной».

Если первый спутник имел форму сферы, то современные космические аппараты состоят из нескольких кубических блоков размером 10х10 см – кубсатов. Их разработали два американских университета.

«Кубсаты запускают партиями, каждый может нести один или два научных прибора. Это очень удобный формат – запуск кубсата может запросить университет, а научную «начинку» разработают студенты, – объясняет Алиса Зарипова. – Российские компании тоже занимаются производством кубсатов. Одна московская компания выпускает нано- и микроспутники».

В настоящее время спутниковая группировка России насчитывает свыше 240 аппаратов.

«Это спутники Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), космические аппараты систем «Ямал», «Гонец» и «Экспресс», обеспечивающие связь и телевещание, – поясняет космогеолог. – За верхними слоями атмосферы следят аппараты комплекса «Ионозонд», а спутники дистанционного зондирования земли «Канопус-В» служат для картографирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций».

НАУКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ 

Лизе Светашовой и Диме Щукину 10 лет, они занимаются в Центре космического образования уже второй год и пришли на лекцию о спутниках вместе с другими учащимися.

«Мы изучаем космические тела и явления. Например, мы узнаём, какая на планетах температура, из чего состоит их грунт, – делится Лиза. – Самой мне в школе очень нравится математика. А в будущем я, может быть, буду создавать спутники».

Дима любит изучать космос самостоятельно, поэтому читает энциклопедии и смотрит фильмы:

«Во вселенной столько всего интересного! Её обязательно надо изучать. Наука мне была интересна с детства. Раньше я не выговаривал букву «Р», поэтому папа посоветовал мне постоянно повторять слово «ракета». А оказавшись здесь, во Дворце пионеров, я понял, что хотел бы серьёзно заниматься изучением космоса».

ЕКАТЕРИНА ВОЛКОВИЦКАЯ

Последние новости